«Как донские казаки Святки праздновали» (онлайн-презентация о празднике Святки с участием обучающихся старшего дошкольного возраста).

Руководители команды: Нестеренко Е.А., Ерилкина Е.В.

В рамках Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России в честь 85 — летия Ростовской области проводится Большой региональный сетевой этнокультурный марафон «Курагод казачьих традиций», основанный на изучении самобытной культуры казачества, приобщении обучающихся к традициям и духовным ценностям донских казаков. 

Цели  сетевого образовательного проекта:

  1. Формирование целостной системы нравственного развития, патриотического воспитания и духовного становления молодежи, базирующейся на культурно-историческом наследии нашей страны, родного края и казачества России.
  2. Использование дистанционных форм работы с обучающимися для достижения новых образовательных и воспитательных результатов.

Задачи:

  1. Привлечь к исследовательской деятельности максимальное количество обучающихся.
  2. Активизировать взаимодействие с семьей и социумом по вопросам духовно — нравственного воспитания через IT-технологии.
  3. Способствовать выражению нового опыта через продуктивные виды деятельности.
  4. Учиться работать в группе (согласовывать свои действия и принимать совместные решения), анализировать информацию и оценивать результаты своей деятельности.
  5. Создать условия:

– для объединения ребят разных социальных слоёв для освоения новых знаний о духовной культуре и традициях Малой Родины, опираясь на традиционные ценности;

— для знакомства с культурой других народов, населяющих Ростовскую область;

– для выявления одарённых детей и подростков.

– для организации благотворительных мероприятий для детей с ОВЗ и детей из многодетных семей. 

Обучающиеся подготовительной группы “Ромашка” (26 человек) приняли участие в первом марафоне “Святки”. Команда получила название “Беседа”. 

Структура марафона включает следующие этапы:

1 этап. Подготовительный.

  1. Для начала работы наставники зарегистрировали команду и выставили метку об участии на Google Карту. Это позволяет представить масштаб марафона и провести первое знакомство с представителями других команд.
  2. Наставники создали Google Презентацию для проектной работы. Такая презентация даёт возможность совместной работы для неограниченного количества пользователей (наставники, родители, обучающиеся). Просмотр готовых работ других участников обогащает личный опыт и даёт толчок для развития собственных идей.
  3. Визитка. Важным моментом является оформление своей работы в едином тематическом стиле. Святки — это волшебство, и мы подобрали зимний фон с мерцающими звёздами. 

Вся команда приняла участие в фотосессии по поводу начала марафона. Распределили должности и раздали инструкции, чтобы каждый участник знал свои обязанности. Разучили девиз, пожелание соперникам, сняли видео. Результаты зафиксировали на слайде презентации, ссылку выставили в Таблицу продвижения на сайте марафона.

2 этап. Основной. 

1 блок. “Празднично — обрядовая культура”

С праздниками в нашем крае связано огромное количество обрядов и традиций.

  1. Информационный постер “На пороге праздника”. Команда  провела исследование о празднике, его обрядах и традициях на Дону. Мы казачий детский сад, живём в казачьей станице, поэтому Рождество, Старый Новый год и Крещение для нас не просто названия праздников. Посещение церкви, колядование, посевание, крестный ход на Крещение — это всё знакомо обучающимся. Во время Святок мы принимали участие в этих мероприятиях, снимали видео и представили его в своём постере. Также мы собрали самые интересные факты об этом периоде календаря, прокомментировали их командными фото.
  2. “Музейный экспонат”. Подходящий музейный экспонат пришлось поискать: в интернете наткнулись на традицию спускать в Святки с горы горящее деревянное колесо от телеги, как символ уходящего года. Оно должно унести невзгоды и отметить начало прибавления дня, поворот к новому возрождению природы. Поговорили о традиции, посмотрели видео по теме, мультфильмы, придумали загадку, ответ зашифровали. С удовольствием посмотрели экспонаты, представленные другими командами, пополнили свой багаж новыми знаниями о Святках.

2 блок. “Устное народное творчество” 

Казачьего фольклора (говор, пословицы, поговорки, предания, былины, сказки), доступного для детей, не так уж и много. Пришлось привлечь к поискам всех участников марафона.

  1. Животноводство и земледелие (в более поздний и настоящий период) — важные составляющие казачьей жизни. А что там приговаривали для их процветания, как задабривали на будущий год? Как узнавали, какому урожаю быть? А всё это делалось именно в Святки. 
  2. Узнали, выучили слова, сняли фото и видео, оформили слайд в презентации, поделились с другими, посмотрели их находки.

3 блок. “Исполнительские искусства” Песни, стихи и танцы донского казачества широко известны в России. Сложнее, если дело касается дошкольников.

Творческий марафон “Праздник к нам приходит”

  1. Из предлагаемых номинаций мы выбрали “Театрализацию” и представили видеозарисовку на тему “Коляда”. Подобрали подходящий сценарий, раздали роли, выучили слова, песню, игру. Колоритные казачий говор, яркие образы ряженых дополнили наш номер.  
  2. Мы записали видеоролик, загрузили его на YouTube и ссылку выставили в презентацию команды. Посмотрели творческие работы других команд и ещё раз погрузились в атмосферу святочных праздников.

4 блок. “Игровая культура”

Святки на Дону во все времена славились своими играми и забавами. Важно не растерять их с течением времени. 

  1. “Игротека казачьих игр и забав” Даже сейчас уже было не так легко найти подходящий вариант, который ещё не встречался у других команд. Мы взяли игру “Цок-цок-цок стучат копытца…” Простая, задорная, быстрая, с казачьим колоритом и лучшим другом — конём. Видео игротека, собранная в ходе этого марафона, отличная помощь воспитателям при подготовке мероприятий. Видео с игрой загрузили на YouTube и ссылку выставили в презентацию.
  2. “Лаборатория игр” В современном образовательном процессе интерактивные игры уже прочно заняли своё место, но не так часто встретишь игру на мотивы казачьих традиций. Марафон дал хорошую возможность восполнить этот пробел. Теперь у наших казачат есть возможность закрепить знания о Святках в интересной форме: и традиционно, и инновационно. Мы подготовили игру-классификацию на сервисе LearningApps (распределить картинки по трём праздникам: Рождество, Старый новый год, Крещение). Ссылку на нее выставили на слайд презентации.
  3. “Мастерим, играя” Самое дорогое то, что сделано своими руками. И, желательно. чтобы это было что-то полезное, со смыслом, в казачьих традициях и относилось к Святкам. Мы искали не один день. И нашли кукол Лихоманок. В мастер-классе участвовали девочки, так как именно они делали этих кукол и оберегали курень от болезней. Обереги подарили своим самым близким людям, членам семьи, проведя благотворительную акцию.

5 блок. “Связь с другими культурами Дона”

На Дону проживают разные народы. О каких-то, более многочисленных, мы знаем много, а о других — почти ничего. Это задание открыло перед нами возможность узнать поближе друг друга и подружиться ещё крепче.

  1. Мы решили рассказать о калмыках, которые проживали на территории нашей станицы и тоже были казаками. На время Святок у них приходился новый год — Зул. Казачата узнали его традиции, подготовили и сняли видео и познакомили всех с этим интересным праздником.

3 этап. Рефлексия. Марафон, конечно, стал событием для нашей команды. Мы много и плодотворно трудились, узнали интересные факты, связанные с традициями Святок на Дону, поработали во всех пяти образовательных областях. Всё это нашло отражение в рефлексии: синквейнах о празднике и марафоне. 

Все поставленные в марафоне задачи реализованы. Первая ступень в достижении цели преодолена.

Знакомство с традициями родного края — непрерывный процесс. Большой региональный сетевой этнокультурный марафон «Курагод казачьих традиций» даёт нам возможность пройти весь годовой календарный цикл традиций донского казачества. Теперь с нетерпением будем ждать начало следующего марафона “Масленица”.

Презентация команды «Беседа»

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии