Руководители команды: Нестеренко Е.А., Ерилкина Е.В.
В рамках Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России в честь 85 — летия Ростовской области проводится Большой региональный сетевой этнокультурный марафон «Курагод казачьих традиций», основанный на изучении самобытной культуры казачества, приобщении обучающихся к традициям и духовным ценностям донских казаков.
Цели сетевого образовательного проекта:
- Формирование целостной системы нравственного развития, патриотического воспитания и духовного становления молодежи, базирующейся на культурно-историческом наследии нашей страны, родного края и казачества России.
- Использование дистанционных форм работы с обучающимися для достижения новых образовательных и воспитательных результатов.
Задачи:
- Привлечь к исследовательской деятельности максимальное количество обучающихся.
- Активизировать взаимодействие с семьей и социумом по вопросам духовно — нравственного воспитания через IT-технологии.
- Способствовать выражению нового опыта через продуктивные виды деятельности.
- Учиться работать в группе (согласовывать свои действия и принимать совместные решения), анализировать информацию и оценивать результаты своей деятельности.
- Создать условия:
– для объединения ребят разных социальных слоёв для освоения новых знаний о духовной культуре и традициях Малой Родины, опираясь на традиционные ценности;
— для знакомства с культурой других народов, населяющих Ростовскую область;
– для выявления одарённых детей и подростков.
– для организации благотворительных мероприятий для детей с ОВЗ и детей из многодетных семей.
Обучающиеся подготовительной группы “Ромашка” (26 человек) приняли участие в первом марафоне “Святки”. Команда получила название “Беседа”.
Структура марафона включает следующие этапы:
1 этап. Подготовительный.
- Для начала работы наставники зарегистрировали команду и выставили метку об участии на Google Карту. Это позволяет представить масштаб марафона и провести первое знакомство с представителями других команд.
- Наставники создали Google Презентацию для проектной работы. Такая презентация даёт возможность совместной работы для неограниченного количества пользователей (наставники, родители, обучающиеся). Просмотр готовых работ других участников обогащает личный опыт и даёт толчок для развития собственных идей.
- Визитка. Важным моментом является оформление своей работы в едином тематическом стиле. Святки — это волшебство, и мы подобрали зимний фон с мерцающими звёздами.
Вся команда приняла участие в фотосессии по поводу начала марафона. Распределили должности и раздали инструкции, чтобы каждый участник знал свои обязанности. Разучили девиз, пожелание соперникам, сняли видео. Результаты зафиксировали на слайде презентации, ссылку выставили в Таблицу продвижения на сайте марафона.
2 этап. Основной.
1 блок. “Празднично — обрядовая культура”
С праздниками в нашем крае связано огромное количество обрядов и традиций.
- Информационный постер “На пороге праздника”. Команда провела исследование о празднике, его обрядах и традициях на Дону. Мы казачий детский сад, живём в казачьей станице, поэтому Рождество, Старый Новый год и Крещение для нас не просто названия праздников. Посещение церкви, колядование, посевание, крестный ход на Крещение — это всё знакомо обучающимся. Во время Святок мы принимали участие в этих мероприятиях, снимали видео и представили его в своём постере. Также мы собрали самые интересные факты об этом периоде календаря, прокомментировали их командными фото.
- “Музейный экспонат”. Подходящий музейный экспонат пришлось поискать: в интернете наткнулись на традицию спускать в Святки с горы горящее деревянное колесо от телеги, как символ уходящего года. Оно должно унести невзгоды и отметить начало прибавления дня, поворот к новому возрождению природы. Поговорили о традиции, посмотрели видео по теме, мультфильмы, придумали загадку, ответ зашифровали. С удовольствием посмотрели экспонаты, представленные другими командами, пополнили свой багаж новыми знаниями о Святках.
2 блок. “Устное народное творчество”
Казачьего фольклора (говор, пословицы, поговорки, предания, былины, сказки), доступного для детей, не так уж и много. Пришлось привлечь к поискам всех участников марафона.
- Животноводство и земледелие (в более поздний и настоящий период) — важные составляющие казачьей жизни. А что там приговаривали для их процветания, как задабривали на будущий год? Как узнавали, какому урожаю быть? А всё это делалось именно в Святки.
- Узнали, выучили слова, сняли фото и видео, оформили слайд в презентации, поделились с другими, посмотрели их находки.
3 блок. “Исполнительские искусства” Песни, стихи и танцы донского казачества широко известны в России. Сложнее, если дело касается дошкольников.
Творческий марафон “Праздник к нам приходит”
- Из предлагаемых номинаций мы выбрали “Театрализацию” и представили видеозарисовку на тему “Коляда”. Подобрали подходящий сценарий, раздали роли, выучили слова, песню, игру. Колоритные казачий говор, яркие образы ряженых дополнили наш номер.
- Мы записали видеоролик, загрузили его на YouTube и ссылку выставили в презентацию команды. Посмотрели творческие работы других команд и ещё раз погрузились в атмосферу святочных праздников.
4 блок. “Игровая культура”
Святки на Дону во все времена славились своими играми и забавами. Важно не растерять их с течением времени.
- “Игротека казачьих игр и забав” Даже сейчас уже было не так легко найти подходящий вариант, который ещё не встречался у других команд. Мы взяли игру “Цок-цок-цок стучат копытца…” Простая, задорная, быстрая, с казачьим колоритом и лучшим другом — конём. Видео игротека, собранная в ходе этого марафона, отличная помощь воспитателям при подготовке мероприятий. Видео с игрой загрузили на YouTube и ссылку выставили в презентацию.
- “Лаборатория игр” В современном образовательном процессе интерактивные игры уже прочно заняли своё место, но не так часто встретишь игру на мотивы казачьих традиций. Марафон дал хорошую возможность восполнить этот пробел. Теперь у наших казачат есть возможность закрепить знания о Святках в интересной форме: и традиционно, и инновационно. Мы подготовили игру-классификацию на сервисе LearningApps (распределить картинки по трём праздникам: Рождество, Старый новый год, Крещение). Ссылку на нее выставили на слайд презентации.
- “Мастерим, играя” Самое дорогое то, что сделано своими руками. И, желательно. чтобы это было что-то полезное, со смыслом, в казачьих традициях и относилось к Святкам. Мы искали не один день. И нашли кукол Лихоманок. В мастер-классе участвовали девочки, так как именно они делали этих кукол и оберегали курень от болезней. Обереги подарили своим самым близким людям, членам семьи, проведя благотворительную акцию.
5 блок. “Связь с другими культурами Дона”
На Дону проживают разные народы. О каких-то, более многочисленных, мы знаем много, а о других — почти ничего. Это задание открыло перед нами возможность узнать поближе друг друга и подружиться ещё крепче.
- Мы решили рассказать о калмыках, которые проживали на территории нашей станицы и тоже были казаками. На время Святок у них приходился новый год — Зул. Казачата узнали его традиции, подготовили и сняли видео и познакомили всех с этим интересным праздником.
3 этап. Рефлексия. Марафон, конечно, стал событием для нашей команды. Мы много и плодотворно трудились, узнали интересные факты, связанные с традициями Святок на Дону, поработали во всех пяти образовательных областях. Всё это нашло отражение в рефлексии: синквейнах о празднике и марафоне.
Все поставленные в марафоне задачи реализованы. Первая ступень в достижении цели преодолена.
Знакомство с традициями родного края — непрерывный процесс. Большой региональный сетевой этнокультурный марафон «Курагод казачьих традиций» даёт нам возможность пройти весь годовой календарный цикл традиций донского казачества. Теперь с нетерпением будем ждать начало следующего марафона “Масленица”.